Основная информация
Тарс — город Аданского вилайета в Малой Азии (Азиатской Турции), на реке Тарсус-чай (в древности Кидн). В древности Тарс был главным городом Киликии; основан ассирийским царем Санхерибом (705—681 до Р. X.); с 607 г. был резиденцией собственных царей, позднее находившихся в вассальной зависимости от Персии. Славы и блеска город достиг в правление Селевкидов, когда в нем поселилось много греков, которые вели обширную торговлю и основали высшую школу философии и грамматики, процветавшую особенно в первые века по Р. X.
Важное значение имел Тарс во время войн римлян с парфянами. При арабах он был еще значительным и многолюдным городом; позднее его благосостояние слабеет и падает.
В Тарсе Клеопатра впервые встретилась с Марком Антонием, а спустя 46 лет здесь родился будущий апостол Павел. На месте, где, как полагают, стоял его дом сейчас Колодец Св. Павла (Sen Pol Kuyusu). Чистый зеленый дворик с бетонной площадкой. Кажется, что постройкам не более двадцати-тридцати лет, как и стене со стальным стендом, закрытым ставнями. Расположенный в левом углу двора, совсем рядом с этой стеной, Колодец святого Павла обычно закрыт на замок. Колодец оснащен деревянным воротом и большим тележным колесом. Судя по длине цепи, колодец глубиной пять-шесть метров. Площадка в левой половине двора забетонирована, но оставлены ниши-шурфы, на дне которых видны остатки кладки из колотых светлых камней, заросших плесенью и мхом. Верится, что эти камни видели и слышали апостола. Когда притрагиваешься к ним, ощущаешь их внутреннее тепло. Что это за камни? Возможно, это древняя кладка фундамента подиума у колодца или каменной ограды вокруг Римских бань, к которым мог относиться колодец.
К северу от колодца возвышается огромная мечеть Makam Cami. Напротив нее находится мечеть Eski Cami, переделанная из византийской церкви и Римские бани.
На руинах Римских бань в 1102 году построена Старая мечеть. Недалеко от нее, на римских же фундаментах сооружен красивейший в Тарсусе памятник — фонтан в память о Шахмеране, легендарном короле змей, имевшем лик человека, но тело змея. По легенде, правитель Тарса Такианис был неизлечимо болен и все врачи провозгласили, что он вылечится, если отведает тела Шахмерана. Король змей был пойман и убит, а правитель Тарса стал здоров. По легенде, не все змеи еще знают об убийстве Шахмерана, но когда они узнают правду, то атакуют Тарсус и убьют всех людей в этом городе. Печальная фигура человекозмея окружена двенадцатью змеями королевской свиты, головы которых покоятся на плечах и боках их короля. Они знают об его участи и плачут. Струйки фонтана омывают тело Шахмерана и стекают в бассейн, названный его именем.
В самом центре города возле автовокзала стоят Римские ворота Канджык, известные также, как ворота Клеопатры. Хотя она сама прибыла в город по морю – в то время Тарс был связан с морем пересохшей сейчас лагуной.
Пройдя от ворот на юг до разворотного круга с фонтаном, нужно свернуть направо и пройти сотню метров на запад до Культурного центра с маленьким музеем ( вт-сб 9.00-17.00, 1 лира). Историко-археологический музей размещен в старинном одноэтажном каменном здании бывшего медресе, в котором по контуру прямоугольного двора расположены экс-аудитории и кельи, а в противоположной стороне от входа — недействующая мечеть. Экспонатов мало. Внутренний двор заполнен мраморными остатками древнегреческих колонн, изувеченных арабами скульптур и разбитых христианских гробниц. В одной из комнат выставлена кощунственно оторванная от мумии рука с заупокойными дарами: бусами, ожерельями и браслетами. В другой комнате — изделия из стекла и керамики. Здесь — вазы и кувшины периода Урарту, древнегреческие амфоры и вазы с черным лаковым рисунком, стеклянные сосуды из Финикии, киликийские лепные плошки и кувшины со спиральным орнаментом, сделанным ногтем или раковиной.
Напротив музея начинается боковая улочка, ведущая к раскопкам Старого города (. Археологами откопаны часть облицованной черным базальтом главной улицы, стоа и храмы.
На территории городского парка на реке Тарс есть водопад Шелале . В склоне холма над парком лежит пещера Eshabi Kehf, про которую рассказывают такую же легенду о семи спящих, как и про пещеру в Эфесе.